Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего
14 ОКТЯБРЯ 2020

Праздник, посвященный Хитону Господню и мироточивому Животворящему Столпу, отмечается 14 октября. Светицховлоба (другие названия — Мцхетоба, Праздник хитона) — христианский государственный праздник в Грузии. Он установлен Грузинской православной церковью и отмечается 14 октября в честь «Мироносного Господнего столпа и ризы Господней» в древней столице страны городе Мцхета, в кафедральном храме Светицховели. С 1991 г. Мцхетоба является официальным праздником и нерабочим днем. Хитон Господень — древняя святыня Грузии. Согласно церковному преданию, риза Иисуса Христа была привезена в Грузию грузинскими евреями Элиозом и Лонгинозом, которые присутствовали при распятии. После возвращения в Грузию Элиоз и Лонгиноз передали ризу сестре, Сидонии, которая тут же скончалась. Поскольку хитон не могли высвободить из рук усопшей, он был похоронен вместе с Сидонией, а на могиле затем вырос большой кедр, ставший для жителей Мцхета священным деревом, которому поклонялись как неведомому божеству. Когда в Грузии в IV веке начала свою проповедь св. равноап. Нина, крестившая страну, и при которой христианство стало в Грузии государственной религией, царь Мириан приказал срубить дерево и изготовить из него столп для нового храма. Священный кедр срубили, однако ствол дерева так и не смогли сдвинуть с места. Спустя некоторое время жители Мцхета увидели, как этот столп, блистающий светом, стал подниматься вверх, в то время как из пня истекало благовонное миро, и живущим во Мцхета было явлено множество чудесных исцелений. Отсюда и название возведенного на этом месте храма — Светицховели (Столп Животворящий). На Западе существовало предание о том, что риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это «альтернативное» предание появилось в Западной Европе в 1196 году, а в 1512 году здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Отдельные исследователи также полагают, что ризу Господню не следует отождествлять с нешвенным Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19). Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой.

подпишись срочно
на нашу рассылку