Икона Божией Матери "Арапетская" (Аравийская, О Всепетая Мати)
Икона Божией Матери "Арапетская" (Аравийская, О Всепетая Мати)
19 ОКТЯБРЯ 2020

Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но из­вест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний о ме­сте и вре­ме­ни ее яв­ле­ния не со­хра­ни­лось. Су­ще­ству­ют лишь до­гад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му во­про­су. Од­ни от­но­сят яв­ле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к на­ча­лу IV ве­ка, а имен­но к 301 г. По дру­гим ис­точ­ни­кам яв­ле­ние ее от­но­сит­ся к I ве­ку, и при­уро­чи­ва­ет­ся к то­му мо­мен­ту, ко­гда св. ап. Фо­ма проповедовал Еван­гелие в Ин­дии. Еще од­но на­име­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Ма­ти». Это свя­за­но с тем, что край одежды Бо­го­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом «О все­пе­тая Ма­ти, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, ны­неш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких на­па­сти из­ба­ви всех, и гря­ду­щия из­ми му­ки, во­пи­ю­щия Ти: Ал­ли­лу­иа». Кро­ме то­го, на кай­ме одежды Бо­го­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, ко­то­ры­ми на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий Ака­фист: «Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, яко из­бав­ля­ше­ся от злых...». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия из­вест­на с XVII в. Также ико­на име­ну­ет­ся «Арап­скою». В ико­но­пис­ной прак­ти­ке на­ча­ла XX в. мож­но встре­тить на­зва­ние «Ара­вий­ская». Ико­на пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри. Ла­до­ня­ми она под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца Хри­ста на уровне его пред­пле­чий. Ру­ки Спа­си­те­ля под­ня­ты и ле­жат на гру­ди Бо­го­ма­те­ри. Ино­гда голо­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри увен­ча­на цар­ской ко­ро­ной. Одежды Пре­свя­той Де­вы яв­ля­ю­т­ся сим­во­лом Небесного Царства. На пле­чах и голове Бо­го­ма­те­ри вме­сто при­выч­ных звез­диц изо­бра­же­ны три ме­да­льо­на с го­ло­ва­ми ан­ге­ла, ко­то­рые ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся некоторыми пра­во­слав­ны­ми бо­го­сло­ва­ми как древ­ний сим­во­ли­че­ский об­раз Тро­и­цы. Воз­мож­но, в пред­став­ле­нии XVII в. та­кое ико­но­гра­фи­че­ское про­чте­ние об­ра­за свя­зы­ва­лось с Во­сто­ком, Егип­том и Па­ле­сти­ной, что от­ра­зи­лось в име­но­ва­нии ико­ны «Араб­ской» или «Ара­вий­ской». На иконе из со­бра­ния Тре­тья­ков­ской Го­судар­ствен­ной га­ле­реи изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь без вен­ца и очень ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся ле­во­сто­рон­нее по­ло­же­ние Мла­ден­ца Спа­си­те­ля. Хри­стос об­ла­чен толь­ко в на­бед­рен­ный плат и ги­ма­тий, ко­то­рый на этой иконе име­ет уни­каль­ную «об­лач­ную» фор­му и, слов­но оку­ты­вая, под­дер­жи­ва­ет и со­кры­ва­ет Хри­ста.

подпишись срочно
на нашу рассылку